Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Мы - профессионалы будущего!
Подробнее
Наш Лицей - ЛУЧШИЙ !!!
Красота спасёт мир!
Подробнее
Волонтёры Победы
Подробнее
Наш Лицей - дорога в Будущее!
Наш Лицей - дорога в Будущее!
Подробнее
Наш лицей - ЛУЧШИЙ !!!
Подробнее

Профессиональная деятельность

 

3.Профессиональная деятельность.

Современная профессиональная деятельность требует от спе­циалиста не только глубоких теоретических знаний, но и психо­физической подготовленности, которая включает в себя целый ряд качеств, базирующихся на физических, психических и ду­ховных возможностях человека: высокую профессиональную ра­ботоспособность; наличие резервных физических и функциональ­ных возможностей организма, необходимых для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда; способность к полному восстановлению в заданный отрезок времени; стремле­ние к достижению цели. Поэтому преподавание физической куль­туры в СПО должно быть направлено прежде всего на фор­мирование физических, физиологических и психических ка­честв, способствующих достижению и поддержанию достаточ­ной готовности к успешной профессиональной деятельности.

3.1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ (ППФП)

Профессиональная двигательная подготовка — это целе­направленный педагогический процесс с использованием специфических средств и методов физического воспитания и про­филирующих видов двигательной активности, в результате которого психофизические функции, двигательные качества, основные параметры здоровья соответствуют требованиям из­бранной профессии.

Весь процесс физического воспитания в СПО должен быть валеологичным, профилированным и подчиняться зада­че качественной подготовки будущего специалиста. Однако влияние физической культуры на производственную деятель­ность многосложнее, чем прямая зависимость. Физическое воспитание, не оказывая прямого воздействия на процесс про­изводства, является косвенным фактором, способствующим росту эффективности труда. Общая и специальная физическая подготовка не находит непосредственного применения в про­цессе труда, но создает предпосылки для успешной профессио­нальной деятельности, проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированно­сти, уровень совершенствования ключевых для данной про­фессии физиологических функций, адаптация к условиям производства. Вот почему важное место в процессе обучения той или иной профессии, а также непосредственно в самой тру­довой деятельности должна занимать профессиональная фи­зическая подготовка.

В процессе профессиональной двигательной подготовки ре­шаются следующие основные задачи:

усовершенствование индивидуального запаса двигательных умений, навыков и физкультурно-оздоровительных, обра­зовательных знаний, необходимых для освоения избранной профессиональной деятельности;

развитие профессионально важных физических и психофи­зиологических способностей, обеспечение устойчивого уров­ня дееспособности;

повышение степени приспособленности организма к усло­виям, в которых протекает трудовая деятельность; содей­ствие увеличению его адаптационных возможностей, со­хранению и укреплению здоровья;

воспитание нравственных, духовных, волевых и других ка­честв личности современного профессионала. ППФП заключается, с одной стороны, в овладении кругом знаний, умений и навыков из области физической культуры, которые будут использоваться в дальнейшем при исполнении профессиональных обязанностей. С другой стороны, ППФП будущего специалиста состоит в преимущественном развитии тех физических качеств и способностей, которые в совокуп­ности формируют его физическую готовность к конкретной профессии с учетом всех ее особенностей.

Трудовая гимнастика в нашей стране роди­лась в 1920-х годах. Физические упражнения имитировали рабочие позы и приемы, которые были характерны для той или иной профессии. Трудовая гимнастика входила в курс обучения токарей, ремонтных рабочих, шахтеров.

В это же время в Центральном институте труда была разработана методика двигатель­ной культуры в производственном обучении. Она включала в себя производственную за­рядку, трудовую гимнастику и специальные упражнения, корректирующие неблагоприятные воздействия профессио­нального труда на организм работающего. Этот комплекс упражнений мож­но считать началом ППФП.

Прикладной характер физического воспитания базируется на профессиографии — всестороннем глубоком изучении про­фессии и тех требований, которые она предъявляет к физиче­скому состоянию специалиста и его личностным качествам.

На основе ключевых функций, личностных и двигательных качеств, к которым предъявляются повышенные требования, производится отбор наиболее эффективных средств и методов физического воспитания, в том числе видов спорта и их эле­ментов. При этом ключевые системы и функции определяют­ся по уровню функциональной нагрузки и утомляемости в тру­довом процессе.

При анализе различных видов двигательной активности было выявлено, что ряд из них оказывает тренирующее воз­действие на функции, без высокого уровня развития которых полноценное освоение профессий невозможно. Максимальный эффект воздействия спортивной тренировки на организм достигается лишь при условии единой функциональной направ­ленности вида спорта и профессионального труда.

 

Влияние на организм физической активности и профессио­нальной деятельности оценивается исходя из общности фор­мируемых навыков и умений, идентичности требуемых ка­честв, одинаковой направленности на совершенствование про­фессионально важных психофизических функций и свойств личности.

Профессиональная двигательная подготовка является ор­ганической частью программы физического воспитания моло­дежи в учебном заведении. Различают, например, профессио­нальную двигательную подготовку оператора, радиомонтаж­ника, социального работника, слесаря, строителя, шахтера и др.

Правильно подобранные виды двигательной активности, средства и методы физического воспитания способствуют тре­нировке сенсорных (чувствительных) и моторных функций человека, что улучшает восприятие; повышает стрессоустойчивость; увеличивает скорость ответных реакций; совершен­ствует координацию движений; развивает такие психологиче­ские функции личности, как память, мышление, воображение, умение общаться в коллективе и др., а также качества, необ­ходимые для людей труда; трудолюбие, целеустремленность. Специальная физическая подготовка благоприятствует вы­полнению разнообразных действий в современных професси­ях. Так, среди различных способностей, в частности двига­тельных, особое место в современном производстве принадле­жит ловкости (координационным способностям), точным диф- ференцировочным движениям во времени и пространстве, мышечным усилиям.

3.2.СОСТАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОГРАММ И СПОРТОГРАММ

Однажды к преподавателям московского Института физической культу­ры пришли работники строительных училищ и обратились с просьбой по­мочь им... в подготовке молодых строителей-высотников. Гимнасты удиви­лись такой просьбе. Оказалось, что тысячи юношей — будущих монтажни­ков, кровельщиков, электромонтеров, крановщиков при освоении своей специальности сталкиваются с большими труд­ностями. Ребята боятся высоты, плохо ориенти­руются в высотных условиях, не справляются с инструментом, а подчас испытывают на высоте сильное головокружение. Подумали преподава­тели и рекомендовали включить в подготовку молодых строителей комплекс специальных гим­настических упражнений. С тех пор прошло бо­лее 50 лет. К настоящему времени детально раз­работаны методики для подготовки к подавляю­щему большинству современных профессий: оператора, водителя, специалиста сельского хо­зяйства, строителя, электрогазосварщика, машиниста башенного крана, высотника-монтажника и др.

Основным методом разработки программы профессиональ­ной двигательной подготовки к различным видам труда явля­ется составление профессиограмм. Професеиограмма — это описание параметров, характеризующих ту или иную профес­сию, включая перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией к работнику. Строится профессиограмма глав­ным образом исходя из результатов анализа трудовой деятель­ности, а также опроса наблюдателей, экспертов в данной про­фессии и специалистов.

Профессиограмму строят по следующей схеме: название профессии; ее значение и место в рыночной экономике; вид, предмет, продукт труда; режим работы; медицинские проти­вопоказания; профессиональные заболевания; требования к личным, двигательным и другим качествам профессионала и т. п. Желательно с помощью специалистов дополнить ее пси­хофизическим обоснованием ключевых функций, к которым профессия предъявляет повышенные требования.

Спортограмма — это перечень видов двигательной актив­ности, направленных на совершенствование профессионально важных двигательных качеств, психофизиологических функ­ций, формирование свойств личности специалиста. Виды двигательной активности, которые наиболее полно решают задачи профессионально-двигательной подготовки, называются профилирующими.

Операторские профессии характеризуются в основном дея­тельностью в системе «человек — машина». Данные профес­сии предъявляют повышенные требования к логическому и техническому мышлению, умению переключать внимание, помехоустойчивости, памяти, сенсомоторным функциям, уме­нию принимать оптимальное решение в условиях дефицита времени, в экстремальных ситуациях к общей и скоростной выносливости. Такая работа связана с повышенной нагрузкой на центральную нервную систему (ЦНС) и низким уровнем двигательной активности (монотонней). На отдельных этапах она характеризуется высоким нервно-эмоциональным напря­жением.

Особого внимания заслуживает профессионально-двига­тельная подготовка к работе в сфере информационных техно­логий. В современных условиях компьютер все чаще стано­вится одновременно и средством обучения, и средством про­фессиональной деятельности.

Работа с компьютером активизирует познавательную дея­тельность; развивает внимание, пространственную ориента­цию; увеличивает обмен информацией; систематизирует мыш­ление; совершенствует зрительно-двигательную реакцию. К ее достоинствам следует отнести и возможность установления индивидуального темпа и ритма работы.

Рассматриваемый вид деятельности содержит в концентри­рованном виде все нагрузки, каждая из которых вызывает умственное и физическое утомление и переутомление челове­ка, влияет на его нервно-эмоциональную сферу. Самые серь­езные требования работа с компьютером предъявляет к состоя­нию ОДА и зрения. Следует также отметить неблагоприятные воздействия таких факторов, как электромагнитные и элект­ростатические поля, инфракрасное, ультрафиолетовое и не­значительное рентгеновское излучения, компьютерный шум, повышенная температура, пониженная влажность внешней среды. На основании социально-педагогических исследований была составлена профессиограмма, представленная в табл. 4. Она включает профессионально важные при работе с компью­тером психофизические функции и качества и те виды двига­тельной активности, которые направлены на их совершенство­вание и здоровьесбережение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

табл. 4

 

Профессионально важные качества психофизические функции

Виды двигательной активности и методы ее использования

Качество и количество здоровья

Тренировка аэробной выносливости с помощью циклических видов движений: кросс, лыжи, плавание, фитнес-аэробика, кар, .иофанк, кал- ланетика, стретчинг, шейпинг, обеспечиваю­щих работу сердечно-сосудистой системы в ре­жиме 130 —150 уд./мин

Состояние

зрения

Изучение и индивидуальное использование ме­тодов Бейтса, Норбекова, Аветисова, Утехина

Состояние

ОДА

Общеразвивающие физические упражнения для укрепления мышц ОДА с использованием метода чередования напряжения с расслабле­нием; растяжение мышц ОДА

Состояние нервно-психи­ческой сферы

Совершенствование управления движениями, психофизическая регуляция, упражнения с че­редованием напряжения и расслабления

Внимание

Специальные упражнения на внимание; точно­стные упражнения, направленные на совершен­ствование управления движениями; подвиж­ные и спортивные игры; элементы йоги

Мышление

Целенаправленные подвижные и спортивные игры; упражнения с постановкой конкретной смысловой задачи; использование информаци­онного, проблемного и интерактивного методов обучения

Зрительно-

двигательная

реакция

Подвижные и спортивные игры с четкой поста­новкой двигательных задач, элементы спортив­ных единоборств

Статическое

напряжение

Упражнения с чередованием напряжения и расслабления, пауэрлифтинг, сквош, бадмин­тон, штанга

Пространствен­ная ориента­ция

Точностные упражнения на ориентирование в пространстве, волейбол, баскетбол, футбол, скейтбординг

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Что такое профессиональная двигательная подготовка мо­лодежи к труду?

2.Что такое профессиография?

  1. Что такое професеиограмма?
  2. Что такое спортограмма?

5.Назовите профессионально важные двигательные качества, социальные и психофизиологические функции для вашей специ­альности.

6.Составьте профессиограмму для вашей профессии.

 

Основные источники:

  1. Бишаева, А.А. Физическая культура: учебник для СПО/ А.А. Бишаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 272 с.

 

 

  • 8 (84579) 52083
    8 (84579) 51939
  • Создание сайтов — Смарт-Лайн

    Яндекс.Метрика