Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Мы - профессионалы будущего!
Подробнее
Наш Лицей - ЛУЧШИЙ !!!
Красота спасёт мир!
Подробнее
Волонтёры Победы
Подробнее
Наш Лицей - дорога в Будущее!
Наш Лицей - дорога в Будущее!
Подробнее
Наш лицей - ЛУЧШИЙ !!!
Подробнее

«Управление движениями для укрепления нервно-змоциональной сферы»

Тема: «Управление движениями для укрепления

нервно-змоциональной сферы».

В современных условиях труда возрастает значение коорди­национного компонента и смыслового содержания движений; усиливается роль центральных нервных механизмов, сенсомоторных функций, управления движениями; изменяется харак­тер требований к двигательным способностям человека. В свя­зи с этим ставятся новые задачи в сфере физического воспита­ния молодежи. Эффективность трудовой и повседневной дея­тельности человека определяется не только уровнем его общей физической подготовленности, но и умением рационально ис­пользовать имеющийся двигательный потенциал.

Деятельность индивидуума, направленная на совершенство­вание управления физическими возможностями и нервно-эмоциональным состоянием для достижения оптимальной рабо­тоспособности в специфической сфере деятельности, называ­ется профессионально-валеологической двигательной актив­ностью.

Как показывает практика, нервно-эмоциональные напря­жения, возникающие в жизненных, в том числе трудовых, си­туациях, незамедлительно сказываются на рассогласовании движений: увеличиваются частота и амплитуда физиологиче­ского тремора, усиливаются тонус мышц, деятельность сер­дечно-сосудистой, дыхательной систем. Имеются данные, сви­детельствующие о характерных нарушениях структуры дви­жений, не наблюдаемых в нейтральных условиях.

О несомненном положительном влиянии целенаправленной двигательной подготовки на эмоциональное состояние специ­алиста в процессе профессиональной деятельности свидетель­ствуют результаты исследований отечественных и зарубежных ученых. Выявлено, что выполнение упражнений на совершен­ствование сенсомоторики, ориентировки во времени, реакций с направленностью на различные анализаторные системы (зри­тельную, слуховую, двигательную и др.), управления тонусом мышц (упражнения с чередованием напряжения и расслабле­ния), а также дыхательных упражнений способствует разви­тию таких профилирующих для большинства специалистов психофизиологических функций, как память, внимание, про­граммирование, предвидение, пространственное воображение; механизмов восприятия и оценки времени; функциональной подвижности нервных процессов, т.е. решению профессио­нальных задач, требующих повышенного нервно-эмоционального напряжения. При обучении движениям, совершенствовании координационных механизмов используются идеомоторный и инфор­мационный методы тренировок.

В основе идеомоторного метода лежит образное пред­ставление конкретной двигательной задачи и мышечной груп­пы, участвующей в ее выполнении. Иными словами, это мыс­ленная тренировка.

Информационный метод заключается в коррекции оши­бок при сравнении фактического выполненного движения с требуемым.

Использование указанных методов способствует развитию ключевых профилирующих функций: произвольного внима­ния и мышления.

Упражнения для целенаправленной тренировки точност­ных движений выбираются исходя из постановки конкретной смысловой задачи движения, которая вовлекает в активность соответствующие нервные механизмы регуляции.

При наличии утомления или нервно-эмоционального воз­буждения целесообразно использовать профилирующие по­движные игры и эстафеты с установкой на результат (точность выполнения движений). Совершенствованию управления движениями и положитель­ным функциональным сдвигам в основных системах орга­низма способствуют: проведение занятий по профессиональ­ной двигательной активности на положительном нервно­-эмоциональном фоне (музыкальное сопровождение); уве­ренность студента в достижении значимого результата, ко­торый основывается на знании направленности и влияния физических упражнений на организм; четкое определение и выполнение исходных положений; направленное внима­ние на дыхание; чередование работы мышц в изометриче­ском и изотоническом режимах.

Вопросы и задания для самоконтроля:

Что называется профессионально-валеологической двига­тельной активностью?

Как двигательная активность влияет на решение профессио­нальных задач и эмоциональное состояние специалиста?

В чем заключается идеомоторный и информационный мето­ды тренировок?

Каковы основные средства и методы совершенствования?

Критерии оценивания; «5» - полные ответы на все вопросы в соответствии с текстом, «4» - ответы не в полном объеме (менее половины) , «3» - ответ дан на 1 вопрос.

Основные источники:

  1. Бишаева, А.А. Физическая культура: учебник для СПО/ А.А. Бишаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 272 с.
  • 8 (84579) 52083
    8 (84579) 51939
  • Создание сайтов — Смарт-Лайн

    Яндекс.Метрика